Автоматизация управления финансированием нацпроектов

Мировые новости » Автоматизация управления финансированием нацпроектов
Preview Автоматизация управления финансированием нацпроектов

Правительство усиливает контроль и оперативность в расходовании средств на национальные проекты

Председатель Правительства Михаил Мишустин одобрил важные изменения в деятельности проектного офиса правительства. Новая фаза автоматизации управления национальными проектами предусматривает более глубокую интеграцию: теперь любые корректировки показателей отдельных мероприятий будут мгновенно отражаться на связанных национальных, федеральных и региональных проектах. Это позволит оперативно перераспределять высвободившиеся средства туда, где они наиболее востребованы, с учетом всех взаимосвязей. Цель нововведений – объединить задачи, результаты и финансовые потоки проектов в единую систему, оберегая её от дестабилизирующих изменений.

Правительство Михаила Мишустина перестроило систему управления нацпроектами — их правка без учета ее влияния на продвижение к наццелям становится невозможной
Правительство Михаила Мишустина перестроило систему управления нацпроектами — их правка без учета ее влияния на продвижение к наццелям становится невозможной.

Казалось бы, обычное постановление Правительства №1158, подписанное Михаилом Мишустиным 2 августа, на самом деле существенно меняет подходы к финансированию национальных проектов. Оно призвано обеспечить тесную взаимосвязь всех уровней деятельности проектного офиса Правительства – от мельчайших показателей отдельных программ и мероприятий до контроля за достижением глобальных национальных целей.

Идея обновить систему финансирования национальных проектов, привязав средства к конкретным результатам и обеспечив мониторинг в реальном времени, была озвучена премьер-министром ещё на весенней коллегии Минфина. Новая система охватывает широкий спектр задач: от стратегических концепций (таких как технологический суверенитет, финансовая стабильность, устойчивость к внешним шокам, благоприятные условия для бизнеса, налоговая стабильность и опора на внутренний спрос) до детального ресурсного обеспечения конкретных мероприятий. Общий объем финансирования национальных целей до 2030 года премьер-министр оценил в 41 триллион рублей. Столь масштабное планирование требует значительных ресурсов и отлаженной координации; например, одной только Федеральной налоговой службе в рамках проекта по улучшению инвестиционного климата необходимо взаимодействовать с 15 ведомствами.

Министерство финансов ранее заявило о намерении продолжить детальную настройку механизмов перераспределения бюджетных средств, акцентируя внимание на поддержке инвестиций и обеспечении справедливости. По сути, принятое постановление Правительства и является пошаговым руководством для этой «тонкой настройки».

Теперь единый запрос на изменение показателей национальных проектов должен быть подготовлен инициатором на стадии планирования проекта бюджета, до его представления в Государственную Думу. Содержание такой заявки также стало более конкретным: в ней необходимо четко обосновать, как именно перераспределение бюджетных ассигнований повлияет на ход реализации проекта; в противном случае запрос не будет принят. Урегулирован и порядок разрешения разногласий по корректировке государственных программ: их решение возложено на куратора или управляющий совет с участием представителей профильных комиссий Госсовета.

Корректировки государственных программ и проектов, вносимые в четвертом квартале, теперь требуют одобрения Президента или Председателя Правительства. Такое же утверждение понадобится, если показатели ухудшаются более чем на 10% в год или в последний год реализации проекта. Установлены и четкие сроки подачи заявок: до 10 декабря для госпрограмм, национальных проектов (включая те, что направлены на технологическое лидерство) и федеральных проектов, и до 18 декабря, если изменения затрагивают лимиты бюджетных обязательств и информацию о капитальных вложениях. Все изменения в распределении бюджетных средств будут незамедлительно отражаться в паспортах соответствующих проектов.

В Правительстве за реализацию этих задач в проектном офисе отвечает вице-премьер и глава аппарата Дмитрий Григоренко, что отражается на заметном цифровом уклоне в подходе. По информации издания, ключевые принципы, интегрируемые в систему управления нацпроектами, являются развитием концепции доказательной государственной политики последних лет. Это подразумевает переход от документального к полностью онлайн-управлению процессами, создание четких связей между целями, финансированием и результатами, обеспечение измеримости ключевых показателей и всесторонний учет взаимовлияния процессов в различных сферах и на всех уровнях.

Как стало известно, текущая версия «пульта управления» охватывает грандиозный объем данных: семь национальных целей с 82 показателями их достижения, 19 национальных проектов со 164 показателями, 120 федеральных проектов с 479 показателями, более 1 тысячи мероприятий и 7 тысяч «контрольных точек». Кроме того, в систему включены 3 тысячи региональных проектов, содержащих 9,5 тысячи мероприятий и свыше 60 тысяч «контрольных точек». Вся эта информация агрегируется и отображается на специализированных дашбордах Государственной автоматизированной системы «Управление», которой пользуются 300 тысяч человек. Система взаимосвязей призвана максимально оперативно корректировать локальные цели, контрольные точки и параметры финансирования сопряженных проектов при внесении изменений. Перераспределение средств планируется осуществлять через резервный фонд Правительства – механизм, который был эффективно отработан в период пандемии и усовершенствован в бюджетных расчетах Казначейства. Кроме того, система будет предупреждать о ситуациях, когда запросы на изменения могут привести к критическим отклонениям или препятствовать достижению показателей в связанных проектах.

Напомним, механизм единого запроса на изменения впервые был апробирован Министерством финансов в процессе управления бюджетом. На основе накопленного опыта он был расширен, чтобы обеспечить возможность оперативной корректировки бюджета в ответ на внезапные вызовы. Теперь этот подход фактически интегрируется в общую систему управления национальными целями.

Авторы: Олег Сапожков, Полина Попова