Экспертная оценка соглашения в условиях отсутствия официальных документов
Предварительное торговое соглашение между Вашингтоном и Брюсселем, вероятно, поможет предотвратить полномасштабную тарифную войну, однако оно несет серьезные вызовы для Европейского союза. Новые американские ввозные пошлины в размере 15%, закрепленные сделкой, станут особенно чувствительными для Германии. Аналитики прогнозируют замедление деловой активности в стране и потенциальные убытки для немецких автопроизводителей. Дополнительное давление на настроения в ЕС оказывает неопределенность вокруг соглашения: заявления сторон по уровню некоторых американских пошлин противоречат друг другу. Остаются вопросы и по другим пунктам, например, неясно, как европейские власти планируют наращивать частные инвестиции в США. Официальный документ до сих пор не опубликован, и, учитывая манеру Дональда Трампа вести переговоры, его устные пересказы могут значительно отличаться от фактического содержания документа.
Торговая сделка, заключенная 27 июля президентом США Дональдом Трампом и главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, судя по всему, предотвратит тарифное противостояние двух крупнейших экономик. В этом контексте соглашение воспринимается аналитиками позитивно, поскольку эскалация конфликта обошлась бы мировой экономике очень дорого. Однако серьезные проблемы ожидаются и сейчас, хотя они будут локализованы в основном в Евросоюзе. Спустя сутки после достижения договоренностей по-прежнему нет ясности, что именно заставило ЕС пойти на столь значительные уступки США (среди возможных причин — приближающийся срок введения американских ограничений). Стоит отметить, что всего месяц назад европейские власти стремились к обнулению взаимных тарифов и называли 10-процентные пошлины на поставки в США из Великобритании «невыгодными».
Разворачивание американских тарифов, которые зафиксированы в сделке для ЕС на уровне 15%, приведет к сжатию деловой активности в союзе, как считают аналитики центра Trading Economics. Хотя Брюссель, вероятно, сможет переориентировать часть поставок, этот процесс потребует от экспортеров значительного времени и финансовых затрат.
Госпожа фон дер Ляйен 28 июля признала, что условия соглашения невыгодны «для некоторых европейских компаний», но подчеркнула, что Европа не могла рассчитывать на ставку ниже 15%.
Как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, ограничения могут оказаться наиболее чувствительными для Германии, чья экономика в большей степени, чем другие европейские страны, зависит от США как рынка сбыта. Немецкая бизнес-ассоциация BDI уже заявила, что 15-процентные тарифы окажут серьезное негативное влияние на экспортно ориентированную промышленность ФРГ. С аналогичным предупреждением выступила Ассоциация химической промышленности Германии (VCI). От повышения пошлин могут пострадать и автопроизводители: напомним, в прошлом году объем поставок немецких автомобилей в США оценивался в $24,8 млрд. Теперь же экспорт части этой продукции может стать убыточным: по мнению аналитиков ING, из-за роста цен ее будет трудно реализовать на американском рынке.
Настроения европейского бизнеса также негативно сказываются на отсутствии ясности по отдельным пунктам соглашения.
- Например, до сих пор неизвестно, какими будут американские пошлины на сталь, алюминий и фармацевтическую продукцию, при этом заявления европейских и американских переговорщиков противоречат друг другу.
По словам Урсулы фон дер Ляйен, нулевые тарифы будут установлены для европейских поставок самолетов, полупроводников, продукции АПК, а также, например, лекарств-дженериков, однако американская сторона пока не подтверждала эту информацию. Неясно также, как европейские власти намерены увеличить вложения в экономику США на $600 млрд (одно из условий сделки, сумма соответствует нынешнему годовому объему прямых и портфельных инвестиций). Брюссель, как отмечает Politico, не имеет прямого контроля над частными инвестициями. Возможно, речь идет об обязательстве ЕС «не ухудшать» текущий инвестиционный режим. Искусственное же стимулирование инвестиций теоретически возможно, но чиновники пока не раскрывают ни возможных условий, ни сроков выполнения этих обязательств.
Вопросы остаются и к «энергетической» составляющей соглашения.
Уточним, ЕС пообещал закупить американские энергоносители на сумму $750 млрд. В Еврокомиссии уже пояснили, что эта сумма будет распределена на три года, однако даже при таком условии план выглядит нереалистичным, по мнению ING. В 2024 году европейский импорт энергоносителей составлял $400 млрд. Даже с учетом отказа от российских поставок нефти и газа, который также обещан Европой, речь идет о значительном наращивании закупок, что потребует от Брюсселя поиска спроса на них за пределами стран союза.
В целом, как напоминают эксперты, делать сколько-нибудь определенные выводы о последствиях сделки пока рано: официальный документ не только не опубликован, но, вероятно, и не подписан (сообщений об этом не поступало). Учитывая привычку американского президента к изменению правил игры на ходу, окончательная версия договора может радикально отличаться от устных изложений его содержания.
